Главная страница Библиотека (скачать книги) Скачать софт Введение в программирование Стандарты для C++ Уроки по C# Уроки по Python HTML Веб-дизайн Ассемблер в среде Windows ActiveX Javascript Общее о Линукс Линукс - подробно Линукс - новое Delphi Паскаль для начинающих Турбопаскаль Новости Партнеры Наши предложения Архив новостей |
Структура Паскаль-программы Правильная программа на языке программирования представляет собой текст, построенный по определенным (синтаксическим) правилам. Паскаль-программа состоит из заголовка и блока программы.
Имя программы должно быть уникальным в программе, т.е. не совпадать с именами ее объектов. Блок программы в общем случае состоит:
Допустимы разделы описания меток, констант, типов, переменных, функций и процедур. Любой раздел блока программы (кроме раздела операторов) может отсутствовать, если в программе нет соответствующих объектов. Порядок взаимного расположения разделов описания объектов в версии Турбо Паскаль 7.0 жестко не фиксируется. Кроме того, любой из разделов может встречаться неоднократно (с описаниями разных объектов). Однако должно быть соблюдено общее требование: если в описании некоторого программного объекта используется другой программный объект, то последний должен быть описан ранее. Возможность написания нескольких "описательных" разделов одного и того же вида позволяет группировать объекты по их назначению, добавлять разделы по мере расширения программы.
Рассмотрим простейшую программу, вычисляющую по стороне квадрата его площадь и периметр. Как и любая пользовательская программа, она начинает свою работу с выдачи формулировки задачи, в которой указывается область допустимых значений входных данных. Программа выдаст результаты вычислений и сообщение о своем завершении.
Мнемонические имена и комментарии Наглядность текста программы обеспечивается в значительной мере мнемоническими (содержательными, поясняющими смысл) именами объектов - именованных констант, переменных, типов, процедур и функций. Рекомендуется применять достаточно длинные, составные имена, состоящие из нескольких слов, разделяя их символом "_" или начиная каждое из слов с заглавной буквы. Например, InputName, ErrorCode, Put Stack.
Важную роль в понимании содержания и структуры программы играют комментарии. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, сравнивая комментарии (словесное описание алгоритма, замысел автора) и программную реализацию. Хорошо прокомментированная программа является самодокументируемой, в ней легко разобраться не только ее разработчику (по прошествии какого-то времени), но и новичку, желающему изучить ее, модифицировать, использовать в своей программе. Другими словами, хорошо комментируемая программа является прекрасным средством обучения программированию. В частности, описания типов, переменных и констант должны сопровождаться комментарием, указывающим их назначение и использование в программе. Кратким комментарием рекомендуется снабжать также каждый оператор. Очень полезен короткий комментарий, поставленный после ключевого слова end для указания, какая именно составная конструкция завершается - оператор case или for, какая конкретно процедура или функция и т.п. Завершитель составных языковых конструкций end, таких как записи, описания функций и процедур, операторы выбора и составные операторы, должен сопровождаться комментарием об этой языковой конструкции, например, именами подпрограмм, ключевыми словами (case, for, while). Комментарий представляет собой пояснительный текст, заключенный в скобки { }, либо в скобки вида (* *). Текст комментария не должен содержать внутри себя те скобки, которыми он ограничивается, но другие скобки может содержать. Скобки комментария рекомендуется активно использовать при отладке программы для временного исключения выполнения какой-либо части программы. Вместо того, чтобы выбрасывать такие части из программы или "обходить" их исполнение, нужно просто превратить их в комментарии с помощью соответствующих скобок, которые затем по мере необходимости можно удалять. Комментарий может ставиться практически в любом месте программы, но не внутри имени некоторого объекта или числового значения. Комментарий, в котором за открывающей скобкой следует знак $, является специальным средством, называемым директивой компилятора. Комментарий может занимать в программе любое число строк. Во время компиляции все комментарии, за исключением директив компилятора, игнорируются и во внутреннем представлении программы никак не представлены.
|
||
Библиотека программиста. 2009. |
|