Обучающие курсы:

Обучение профессии "Разработчик C#" + стажировка в Mail.ru
Обучение профессии "Разработчик Python" + трудоустройство
Обучение профессии "Веб-разработчик" + стажировка в Mail.ru


Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей





Структура Паскаль-программы

Правильная программа на языке программирования представляет собой текст, построенный по определенным (синтаксическим) правилам. Паскаль-программа состоит из заголовка и блока программы.
Заголовок программы имеет вид:

program <имя программы>

Имя программы должно быть уникальным в программе, т.е. не совпадать с именами ее объектов.
Рекомендуется всегда предварять программу заголовком, так как он служит для идентификации этой программы.

Блок программы в общем случае состоит:

- из раздела, в котором перечисляются имена модулей, программные объекты которых используются в этой программе;
- разделов, содержащих описания программных объектов разных видов, определяемых и используемых в этой программе;
- раздела операторов, задающего действия над этими объектами.

Допустимы разделы описания меток, констант, типов, переменных, функций и процедур.

Любой раздел блока программы (кроме раздела операторов) может отсутствовать, если в программе нет соответствующих объектов.
Блок программы называют глобальным блоком, а определенные в нем объекты - глобальными объектами, т.е. объектами, которые можно использовать (в допустимых конструкциях) во всей программе.

Порядок взаимного расположения разделов описания объектов в версии Турбо Паскаль 7.0 жестко не фиксируется. Кроме того, любой из разделов может встречаться неоднократно (с описаниями разных объектов). Однако должно быть соблюдено общее требование: если в описании некоторого программного объекта используется другой программный объект, то последний должен быть описан ранее.

Возможность написания нескольких "описательных" разделов одного и того же вида позволяет группировать объекты по их назначению, добавлять разделы по мере расширения программы.

 

Рассмотрим простейшую программу, вычисляющую по стороне квадрата его площадь и периметр. Как и любая пользовательская программа, она начинает свою работу с выдачи формулировки задачи, в которой указывается область допустимых значений входных данных. Программа выдаст результаты вычислений и сообщение о своем завершении.

program d_3_l;
{ЗАДАЧА: По заданной стороне квадрата вычислить его площадь и периметр.}
var {раздел описания переменных}
Length: integer; {длина стороны квадрата}
Begin {начало раздела операторов}
WriteLn ('_ПО СТОРОНЕ КВАДРАТА ВЫЧИСЛИТЬ ЕГО ПЛОЩАДЬ И ПЕРИМЕТР');
WriteLn ('длина стороны квадрата - целое число из [0, 100]');
Write('Задайте длину стороны квадрата = ');
ReadLn(Length); {ввод длины}
WriteLn ('Площадь равна ', Length*Length);
WrileLn('Периметр равен', 4*Length);
WriteLn ('_Программа завершена');
ReadLn;
end. {Program d_3_1}

 

Мнемонические имена и комментарии

Наглядность текста программы обеспечивается в значительной мере мнемоническими (содержательными, поясняющими смысл) именами объектов - именованных констант, переменных, типов, процедур и функций. Рекомендуется применять достаточно длинные, составные имена, состоящие из нескольких слов, разделяя их символом "_" или начиная каждое из слов с заглавной буквы. Например, InputName, ErrorCode, Put Stack.
Общей рекомендацией по отношению к объектам разных видов является придание им мнемонического (содержательного) имени, что дает возможность при изучении программы быстро идентифицировать объект и алгоритм его обработки.

 

Важную роль в понимании содержания и структуры программы играют комментарии. В удачно прокомментированной программе легко найти ошибку, сравнивая комментарии (словесное описание алгоритма, замысел автора) и программную реализацию. Хорошо прокомментированная программа является самодокументируемой, в ней легко разобраться не только ее разработчику (по прошествии какого-то времени), но и новичку, желающему изучить ее, модифицировать, использовать в своей программе. Другими словами, хорошо комментируемая программа является прекрасным средством обучения программированию.

В частности, описания типов, переменных и констант должны сопровождаться комментарием, указывающим их назначение и использование в программе.
Каждый шаг алгоритма, реализуемый некоторым набором операторов, должен предваряться комментарием, сообщающим назначение и особенности этого шага и его реализации.

Кратким комментарием рекомендуется снабжать также каждый оператор. Очень полезен короткий комментарий, поставленный после ключевого слова end для указания, какая именно составная конструкция завершается - оператор case или for, какая конкретно процедура или функция и т.п.

Завершитель составных языковых конструкций end, таких как записи, описания функций и процедур, операторы выбора и составные операторы, должен сопровождаться комментарием об этой языковой конструкции, например, именами подпрограмм, ключевыми словами (case, for, while).

Комментарий представляет собой пояснительный текст, заключенный в скобки { }, либо в скобки вида (* *). Текст комментария не должен содержать внутри себя те скобки, которыми он ограничивается, но другие скобки может содержать.
Например: (*это пример использования скобок { и }*).

Скобки комментария рекомендуется активно использовать при отладке программы для временного исключения выполнения какой-либо части программы. Вместо того, чтобы выбрасывать такие части из программы или "обходить" их исполнение, нужно просто превратить их в комментарии с помощью соответствующих скобок, которые затем по мере необходимости можно удалять.

Комментарий может ставиться практически в любом месте программы, но не внутри имени некоторого объекта или числового значения.

Комментарий, в котором за открывающей скобкой следует знак $, является специальным средством, называемым директивой компилятора. Комментарий может занимать в программе любое число строк. Во время компиляции все комментарии, за исключением директив компилятора, игнорируются и во внутреннем представлении программы никак не представлены.

 




 

Комментарии:

03.09.2013 ответил сергей

полезный програмки




Добавить свой комментарий:


Введите значение:
 









   
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru