Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей





Урок 21. Каким должен быть дизайн

Дизайнер может великолепно знать фотошоп и создавать очень красивые коллажи. Но если эти коллажи ничему не служат, то они — произведение искусства, а не образец дизайна. Отличие произведений искусства от произведений дизайна в том, что первые создаются исключительно ради искусства (я не поддерживаю идеи прагматической направленности искусства), а вторые — чтобы ими пользоваться. Даже ценник и упаковка для пачки масла нужны такие, чтобы на них было в первую очередь удобно рассмотреть и прочитать какую-то информацию, а не для того, чтобы ими любоваться. Образец дизайна может быть хорошим произведением искусства, но если им невозможно пользоваться, то это плохой дизайн. Основное отличие дизайна от красивой картинки — в его функциональности.

К сайтам в этом отношении предъявляются более жесткие требования. (Непонятно только, кем предъявляются. Требования декларируются дизайнерами, однако, если бы все им следовали, то не было бы плохих сайтов.) Отличие полиграфического дизайна от веб-дизайна в том, что в первом потребитель только получает информацию (и затем может продолжить обмен информацией другими средствами), а во втором — обменивается ею с сайтом. Кроме того, у сайтов как «носителей» дизайна есть и другая специфика.

 

Основные аспекты веб-дизайна как частного проявления дизайна таковы:

1. Дизайн должен быть внятным. Он не так уж обязан быть простым (простой дизайн редко осуществим при необходимости размещения больших объемов информации), но он должен быть хорошо рубрицирован. Речь не только о навигационном меню, а обо всех элементах сразу. Когда я вижу сайт, где все элементы количеством 49 штук одинакового размера, мне хочется сразу закрыть окно браузера.
2. Интернет — это не газ, свет и вода. Еще не все умеют хорошо пользоваться браузером, не все сразу определяют, что изображение тоже бывает ссылкой. В экспериментах можно будет заходить далеко только тогда, когда интернет станет символом привычной жизни для всех поколений, а не только для людей от 14 до 40 лет.
3. Сначала были книги. И книги очень не скоро уйдут в историю. Основное содержимое книг — текст. И поэтому к приемам грамотного оформления текста нужно быть очень внимательным, потому что многие сайты, если не большинство, в первую очередь ценны текстами, размещенными на них.
4. Графика также имеет свои особенности применения, но об этом подробнее будет рассказано чуть позже.
5. Наконец, едва ли не самое важное — интерактивность сайтов. В отличие от прочих возможностей предоставления информации, где важен дизайн, сайты могут не только давать информацию, но и получать ее: посетитель сайта может оставлять сообщения для владельцев и разработчиков сайта, задавать вопросы, общаться с другими посетителями сайта, давать сайту задания, менять формы предоставления информации в пределах одного или нескольких сайтов. Это говорит только об одном: возможности обмена информацией на сайте должны быть настолько же продуманными, как и остальные фрагменты сайта.

 

В любом творческом деле есть два подхода, одинаково оправданных.
Первый заключается в том, что работа считается законченной, когда уже нечего добавить. Второй — когда из окончательного творения больше нечего убрать.

В первом случае важно понимать, на какой стадии нужно остановиться, чтобы избыточностью не испортить работу.
Во втором — до какой степени выкидывать лишнее, чтобы не выкинуть того, что нужно и важно.

И еще — очень важен профессиональный подход. Помещая фотографию, убедитесь, что на фотографии именно тот человек, о котором идет речь. Рисуя автомобиль в трехмерной программе, не забудьте про детали; ставя освещение, проследите за тем, чтобы освещение было таким же и на остальных изображениях на веб-странице. Проверьте, нет ли грамматических ошибок в текстах. Используя чужую информацию, проверьте ее на истинность. Внимание ваше должно быть безграничным.

 

Полюсы дизайна: «у нас» и «у них»

Есть два крайних точки в подходе к разработке веб-страниц: дизайнерская и прагматическая. Первая у многих ассоциируется с современным российским веб-дизайном, а вторая — с западным, в первую очередь, американским, хотя такое разделение не совсем корректно. Обе этих крайних точки являются проблемными, и сейчас мы попытаемся эту проблему осветить.

Человек, ориентированный в первую очередь на дизайн веб-страниц, во главу угла ставит нестандартность оформления, насыщенность графикой и флэшем, максимальное количество спецэффектов, использование необычных курсоров и сценариев, оживляющих страницу (бегущая строка, перемещение объектов по странице, в том числе самостоятельное).

В итоге объем страницы, содержащей текст на 15 килобайтов, с учетом дополнительного кода, графики, роликов и включаемых стилей и сценариев разрастается до 100-200 килобайтов. Обычно разработчик таких страниц пребывает в сказочном заблуждении, что на веб-страницы люди заходят в основном ради дизайна. (Иногда это так, но эти люди — дизайнеры, ищущие свежие решения.) Однако статистически чаще всего на сайты посетители приходят из поисковых систем. А современные поисковые системы в первую очередь ориентированы на нахождение текста (либо графики, но тоже по тексту названий или описаний). Это значит, что в первую очередь важна информация. А когда объем всей полезной информации на странице занимает примерно 10% от общего объема страницы, это, наверное, не очень правильно.

 

С другой стороны, есть разработчики, которые владеют информацией. Они создают сайты ради той информации, которой им хочется поделиться с миром. Оформление они откладывают до лучших времен, не вникают в таинства создания общего стиля веб-страниц, почти не используют графику (кроме логотипа и иллюстраций), и в итоге их сайты, хотя и обладают подчас уникальной информацией, но не имеют лица. Совсем недавно я встретил два таких сайта в российском сегменте интернета — они посвящены восточным и тихоокеанским языкам.

С одной стороны, информация на них действительно ценная, но с другой, — пользоваться этими сайтами не всегда удобно и даже приятно.

 

Обе крайности — неправильны. Подходить к любому делу нужно осмысленно.
Прежде чем загрузить на главную страницу пятисоткилобайтный флэш-ролик, стоит подумать, какую ценность он будет иметь, кроме демонстрации возможностей создателя. Стоит подумать, а нужно ли вообще делать сайт на флэше? А что будет, если пользователь не загрузил новую версию флэш-проигрывателя или вообще отключил плагины к браузеру?

 

Дело в том, что сайты в первую очередь создаются не для себя (если они создаются для себя, в сеть их выкладывать нет никакого смысла), а для посетителей. Поэтому нужно думать головой посетителей и смотреть их глазами и браузерами. Думать над каждой вероятностью. Почему даже у крупных студий не всегда под изображениями оказываются альтернативные надписи?



     
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru