Обучающие курсы:

Обучение профессии "Разработчик C#" + стажировка в Mail.ru
Обучение профессии "Разработчик Python" + трудоустройство
Обучение профессии "Веб-разработчик" + стажировка в Mail.ru


Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей





Блоки операторов

Управляющая структура if ... then может показаться негибкой, так как после служебного слова then должен стоять только один оператор.
Если вы напишете два оператора подряд (например, if х<>0 then у:=1/х; х:=0;), то второй оператор выполнится в любом случае, независимо от проверяемого условия.

Если требуется выполнить последовательность действий (несколько операторов подряд), то ее заключают в блок, образуемый операторами begin и end.

Пример:

if X > 3 then begin S1; S2; S3; S4 end;

Здесь S1-S4 символически обозначают операторы.
Эта группа (begin S1; S2; S3; S4 end) называется составным оператором, или операторной скобкой. Она как бы говорит компилятору, что данный блок операторов нужно рассматривать как единое целое.

Пример 5.2.
Вычисление корней квадратного уравнения

Program Quad;
var
А.В.С: real;{ Переменные для хранения коэффициентов }
D:rеаl; { Переменная для дискриминанта }
X1,Х2: real;{ Переменные для получения корней }
begin
writeln('Введите коэффициенты А, В, С:');
readln(A.B.C);
D:=Sqr(B) - 4*А;
if D < 0 then
writeln('Уравнение не имеет вещественных корней')
else
if D=0 then
writeln('У уравнения один корень', -В/(2*А):б:2)
else
{Ниже идет составной оператор }
begin
Х1:=(-В + Sqrt(D))/(2*А);
Х2:=(-В -Sqrt(D))/(2*A);
Writeln('У уравнения два корня:', X1:6:2, Х2:6:2)
end:
readln
end.

 

Задание 5.3.
Нарисовать блок-схемe алгоритма и написать программу, в которой с клавиатуры вводится код режима работы Kd и цвет CL.
На экран выводится сообщение. При этом, если Kd = 0, то сообщение выводится символами цвета Сl, а если Kd = 1, то сообщение выводится символами цвета Сl+16.

На экране во втором случае вы получите мигающие символы, так как код их цвета больше 15. В этом случае в качестве номера мигающего цвета Паскаль использует остаток от деления кода цвета нацело на 16.

 

ЗАМЕЧАНИЕ

В качестве проверяемых условий можно использовать логические операции.

Рассмотрим задачу: ввести три числа А, В, С и определить, равны ли введенные числа. Блок-схема алгоритма показана на рис. 5.5.

 

Рис. 5.5. Блок-схема алгоритма, определяющего, равны ли друг другу три введенные с клавиатуры числа

 

Пример 5.3.
Проверка равенства трех чисел, введенных с клавиатуры .

Program Мх;
var
А,В,С: integer;
begin
writeln(' Введите 3 числа:');
readln(A.B.C);
if (А = В) and (А = С) then
writeln('Числа равные')
else
writeln('Числа не равны');
readln
end.

 

Задание 5.4.
Ввести три числа А, В, С и определить максимальное из них. Нарисуйте блок-схему алгоритма и напишите программу.

Задание 5.5.
Ввести четырехзначное целое число и определить, является ли оно палиндромом, или «перевертышем» (такими, например, являются числа 6666 и 3223). Нарисуйте блок-схему алгоритма.

Подсказка: для выделения отдельных разрядов числа используются операции div и mod.

 

Задание 5.6.
Ввести три числа А, В, С. Если ни одно из чисел не равно нулю, то в переменную К записать среднее арифметическое трех чисел.

 

Задание 5.7.
Введите значение X и, используя график функции (рис. 5.6), определите значение Y. Заполните блок-схему алгоритма (рис. 5.7).

Рис. 5.7. «Слепая» блок-схема алгоритма вычисления кусочно-заданной функции, изображенной на рис. 5.6

Задание 5.8.
Положение фигуры на шахматной доске (8 х 8) описывается двумя числами — номером горизонтали и номером вертикали. Ввести с клавиатуры координаты ферзя (X, Y) и координаты любой фигуры (М, N). Проверить, находится ли фигура под ударом. Ферзь бьет по вертикали, горизонтали и диагонали.

 

Задание 5.9.
Введите число с клавиатуры. Если это число четное и кратно 7, то выведите свое имя на экран красным (red) цветам, иначе — выведите его зеленым (green) цветом. Предварительно заполните блок-схему алгоритма (рис. 5.8).


Рис. 5.8. «Слепая» блок-схема алгоритма, выводящего слово «Вася» красным цветом на экран, если введенное число кратно 7, и зеленым цветом в противном случае

 

Задание 5.10.
Ввести три числа А, В, С и определить среднее из них (то, которое больше одного, но меньше другого). Нарисуйте блок-схему алгоритма и напишите программу.




 

Комментарии:

2012-02-20 ответил )))

СПАСИБО!!!



2012-08-08 ответил Ростик

У меня получилась 5,10 УРА!!!!!!!!!



2015-06-25 ответил слава

чет сложненько мне с этой математикой. может,потому что я в 6-ом классе?




Добавить свой комментарий:


Введите значение:
 









   
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru