Обучающие курсы:

Обучение профессии "Разработчик C#" + стажировка в Mail.ru
Обучение профессии "Разработчик Python" + трудоустройство
Обучение профессии "Веб-разработчик" + стажировка в Mail.ru


Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей





Урок 9. Про избыток или недостаток информации на сайте

Избыточность и недостаточность

Как-то я заинтересовался новостью, анонс которой увидел на сервере mail.ru, открыл ее и увидел примерно такую картину.

Пунктирной серой рамкой на этой странице я обвел новость, которая мне требовалась. Внизу новости была форма голосования, и я готов допустить, что она мне тоже требовалась, хотя я все-таки сомневаюсь в этом. А все остальное — это логотип, навигация (без них никуда), анонсы остальных новостей и реклама.

Причем анонсы и реклама занимают большую часть площади и повторяются от страницы к странице — а ведь в первую очередь это почтовый портал! В итоге около трех четвертей загруженной информации оказались мне не нужны; кроме того, из-за неравномерной нагруженности колонок пострадал дизайн страницы.

 

Как можно было этого избежать?

Поскольку я читаю в первую очередь новость, по которой щелкнул, загрузить следовало только ее, навигационный блок (с логотипом, конечно) и несколько ссылок: на архив, котировки, знакомства, голосования, другие новости.

Совершенно необязательно было загружать заголовки других новостей, блоки, посвященные знакомствам и другим вещам, которые к новости не имеют отношения. На веб-страницах вообще нежелательно давать большие массивы информации (если это, конечно, не статьи и не книги) — фрагментарные, или рубрицированные, сведения воспринять проще (и экономнее).

 

Резюме: все, что не относится к теме любой данной веб-страницы, следует давать в виде лаконичных ссылок, например: «Знакомства», «Другие новости».
В этом случае, даже если за ссылкой будет скрыт большой объем информации, но он будет подгружаться на страницу динамически, посетители вряд ли будут иметь что-то против этого.

 

Если на сайте что-то оказывается лишним, с этим можно мириться: кому-то это лишнее окажется полезным, а остальные в конце концов просто перестают обращать на избыточную информацию внимание. Гораздо хуже, если не удается найти то, что требуется.

Гость, оказавшийся на чужой кухне, зачастую не в состоянии найти соль или специи. «В этом доме даже соли нет», — говорит он и покидает кухню, что называется, несолоно хлебавши. Ему не приходит в голову, что соль может лежать в непривычном месте, например, в баночке с надписью «Кофе». Строго говоря, он и не должен особо думать, где взять соль: за него должны были подумать хозяева.

 

Похожая проблема наблюдается на многих сайтах.
Если посетитель — не фанат данного сайта (или студии, создавшей сайт), он не в состоянии иногда найти элементарных вещей. И причина этого — не неопытность посетителя, а непродуманность структуры сайта.
Разработчик каждого сайта должен думать о трех вещах, прямо или косвенно имеющих отношение к структуре и навигации сайтов: рубрицирование содержимого сайта; выделение уникальных моментов; дополнительные возможности навигации, в первую очередь поисковая система. Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Пользователь заходит на сайт, и если его цель — не прочитать новости и основную информацию на главной странице, — он обратится к навигационному меню. И если меню невнятное, нечетко и неявно представляет структуру сайта, то разобраться в нем будет непросто.

Правильное создание рубрикации сайта и меню — задача нетривиальная.
Наиболее общей рекомендацией можно считать следующую:

не следует создавать слишком много разделов.

Если организация, которой посвящен сайт, занимается большим количеством разных видов деятельности, нужно выявить общие направления, а в каждом из этих направлений конкретизировать виды деятельности. Например, если организация занимается покраской и сервисным обслуживанием автомобилей, то, очевидно, на ее сайте может быть всего четыре раздела: «Виды деятельности», «Ассортимент» (или «Продукция», если организация занимается не только торговлей, но и производством), «Сотрудничество», «Контакты». В этом случае сразу понятно, в какой раздел нужно зайти, чтобы найти информацию о поставщиках или оборудовании для ремонта (подъемники, стапели), как договориться о сотрудничестве и найти офис организации.

Минимальное число разделов, которые должны быть в меню на сайте — три. Если раздела всего два, и им посвящено по одной странице, есть ли смысл вообще заводить сайт? В этом случае бывает достаточно визитной карточки на плотной бумаге размером 9 на 5 см. Максимальное число разделов, в которых посетитель не запутается сразу и бесповоротно, — не более семи. Как бы скептически вы ни относились к исследованиям по поводу человеческой памяти и внимательности, ориентироваться посетителю все же удобнее в небольшом количестве разделов.

Оптимальный вариант — 4 или 5 основных разделов, в которых иерархически располагаются остальные. Однако не стоит доводить этот принцип до крайности и организовывать структуру, в которой глубина иерархической вложенности будет достигать 10 узлов: чтобы добраться до нужной страницы, посетителю придется пройти через несколько промежуточных страниц, на четвертой-пятой ему это, вероятно, надоест.

 

Важность разработки логической структуры сайта важна еще на самом начальном этапе. От этого зависит техническая разработка структуры сайта, решение о способе хранения данных (очевидно, что способ хранения данных во многом зависит от количества разделов и степени однотипности данных в разделах: где-то требуются табличные структуры, где-то — сложная верстка, а где-то разделы представляют собой блог).

От этого также зависит во многом дизайн страниц: не менее очевидно, что кроме вертикального меню слева и горизонтального сверху есть и другие способы представления меню на веб-страницах. Наконец, принятие решения о составе разделов и их иерархической структуре будет влиять на степень удобства использования сайта, что немаловажно.
Второй момент, о котором нужно всегда помнить, — это яркое представление особенностей вашего сайта.

 

Многие сайты содержат какую-то уникальную информацию. (О полной уникальности говорить сложно в связи с легкостью копирования информации. Можно говорить о том, что какие-то сайты являются первоисточниками уникальной информации.) Это могут быть справочные сведения, статистические данные, подборки статей по определенной теме, коды программ, репродукции произведений художников, аудиозаписи, авторские монографии и исследования, демонстрация ноу-хау и так далее.

Несомненно, данный сайт будет более посещаемым, если он не копирует информацию (исключение представляют дайджесты разных форм, в том числе и ленты RSS с разных сайтов, собранные в одном месте), а предоставляет какую-то новую, необычную и полезную из первых рук. Такая информация должна стать основной частью сайта, а на главной странице и в навигационном меню ссылки на фрагменты этой информации должны быть хорошо видны.

Выделение важной информации происходит по принципу контраста или по принципу визуального акцентирования.

Принцип контраста заключается в использовании средств, нетипичных для данной страницы. Например, если все меню набрано мелким шрифтом одного цвета с небольшими междустрочными интервалами, то пункт меню, ведущий на страницу с эксклюзивом, можно выделить размером и увеличением междустрочного интервала, что визуально выделит ссылку из ряда аналогичных. Черно-белое или монохромное меню можно разбавить цветным пунктом, что сразу выделит его. Светлый текст на темном фоне, встретившийся среди темных ссылок на светлом фоне, также будет очень заметным.
Визуальное акцентирование обычно осуществляется при помощи более яркого или насыщенного цвета, полужирного начертания, рамок и подчеркиваний, курсива, увеличение кегля шрифта, использования изображений и при помощи сочетаний перечисленных способов.

 

Наконец, третий момент — это использование дополнительных средств навигации по сайту.

Как бы ни было удобно навигационное меню, найдется множество посетителей, кому оно покажется непонятным или кому будет лень в нем разобраться. Поэтому, если, конечно, сайт не состоит из трех страниц, разработчик должен задуматься и об использовании альтернативных средств нахождения информации.

 

По типу наиболее близким к меню средством являются индексы, или так называемые карты сайта. Это обычно одна страница (реже несколько), где собраны ссылки на все разделы данного сайта. Ссылки должны быть представлены не сплошным списком, а структурировано. Хорошо, если разработчик позаботится о том, чтобы предоставить несколько видов загрузки карты сайта: по темам (разделам), по дате последнего обновления (или по дате создания) страниц, по степени посещаемости (с помощью простой таблицы в базе данных очень легко сделать статистику посещения каждой отдельно взятой страницы), по количеству комментариев к страницам (если такая возможность предусмотрена), по ключевым словам, по авторам материалов и по другим критериям, актуальным для сайта.

Но даже в случае с индексами посетителю приходится прилагать определенные интеллектуальные усилия, чтобы найти нужную информацию. Если же вы приверженец идей Якоба Нильсена и Стивена Круга (основная идея последнего отражена в подзаголовке его известной книги: «Не заставляйте меня думать»), то вы просто обязаны включить в разрабатываемый сайт механизм поиска информации. В этом случае вы позволите посетителю переложить работу по поиску информации на плечи сценариев.



     
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru