Главная страница Библиотека (скачать книги) Скачать софт Введение в программирование Стандарты для C++ Уроки по C# Уроки по Python HTML Веб-дизайн Ассемблер в среде Windows ActiveX Javascript Общее о Линукс Линукс - подробно Линукс - новое Delphi Паскаль для начинающих Турбопаскаль Новости Партнеры Наши предложения Архив новостей |
Урок 24. Другие примеры
А теперь перейдем к следующему экспонату. Это сайт мехового салона, расположенный по адресу kat-krasnodar.ru.
Выводов может быть только два: если вы делаете шаблонные сайты, прекрасно построенные с точки зрения юзабилити, ими будет удобно пользоваться, но на них будет скучно смотреть. Если же вы решили сделать из сайта произведение искусства, не забудьте, что сайт — это также интерфейс, то есть инструмент для обмена данными, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы им было удобно пользоваться (чтобы декоративные элементы не уводили из поля зрения ссылки, текст и прочую полезную информацию). Шаблонность и новаторство проявляются в первую очередь в нескольких вещах: текстах ссылок, построении меню и общего каркаса страницы, наличии «шапки» и «подвала», виде кнопок и иных интерфейсных элементов. Как построить навигационное меню, чтобы посетитель смог пользоваться им, почти не думая?
Тут работает несколько принципов. Во-первых, «длина» меню. Если меню состоит из десяти пунктов — это перебор, и в нем легко запутаться. Семь пунктов — допустимый максимум (а три — допустимый минимум). Не последнюю роль тут играет глубина вложенности, если меню иерархическое (неважно, выпадающее или нет, но в случае с выпадающим меню вложенностью более двух уровней просто неудобно управляться) — более трех уровней вряд ли стоит использовать. Во-вторых, названия пунктов меню должны быть внятными. Это либо действия («Написать письмо», «Сделать заказ», «Прочитать документацию»), либо понятия («Компания» или «О компании», «Новости», «Заказ»): нужно быть последовательным, но не доводить это до крайности («Почитать о компании», «Познакомиться с руководством»). Некоторые разработчики создают нестандартные пункты меню («Наше все» вместо «Портфолио»), что допустимо, только если сайт достаточно популярный. В-третьих, что логически связано со вторым, в пунктах меню должны отсутствовать повторяющиеся смыслы. Например, если вы сделаете пункты «Сервис» и «Услуги», то посетителю нелегко будет с первого раза догадаться, по какой ссылке идти. Если же получаются такие перекрывающие друг друга по смыслу пункты меню, то стоит подумать о сокращении количества разделов или об их переименовании. Название пункта меню должно однозначно говорить о том, что скрывается за ссылкой. Совсем удалять этот пункт из меню удалять нежелательно, чтобы не менять размер меню. Визуально этот «неактивный пункт меню» должен выделяться: если упор делается на неактивности, то цвета пункта должны быть более бледными, если этот пункт меню по совместительству и заголовок страницы, то он должен быть более активным по цветам и размеру, возможно, полужирный или с рамкой. Иногда дизайнеры используют для неактивных пунктов меню бледный фон.
Несомненно, если посетитель находится в разделе, дочернем по отношению к выделенному пункту меню, то этот выделенный пункт меню должен снова стать ссылкой, поскольку посетитель должен иметь возможность попасть в иерархически более высокий пункт меню не только с помощью браузерной кнопки «Назад» (особенно если он пришел на эту страницу напрямую из поисковой системы). Наконец, часто пункты меню меняют свой вид при наведении мыши, подсказывая, что они — именно пункты меню, а не что-то иное (на самом деле особого смысла в таком «подсвечивании» нет, потому что курсор и сам вид меню говорят сами за себя, но использование псевдокласса :hover стало уже почти традицией). Таким образом, нужно придумать стили: для пункта меню, для пункта меню с наведением курсора, для активного пункта меню (без ссылки), для активного пункта меню при нахождении в дочернем разделе.
Эти правила созданы в основном для того, чтобы их нарушать. Судите сами: если вы с помощью выпадающего меню глубиной в 17 уровней хотите просто поиграть с посетителем, чтобы он уже не чаял, когда доберется до его конца, неужели вы откажете себе в этом удовольствии и лишите такого удовольствия визитера? А если в одном из разделов меню состоит из 24 пунктов одного уровня просто потому, что каждый пункт меню ведет на страницу с описанием того или иного устройства, которое производит компания, почему нужно урезать это меню и придумывать искусственное деление? Далее, если в основу дизайна сайта положена какая-то идея (концепция), которой подчиняется каждый элемент, разве вы захотите следовать догмам и использовать шаблонные наименования? И если навигационное меню имеет характерный запоминающийся вид, почему бы, если это соответствует задумке, не размещать его в разных частях страниц?
Как правило, веб-дизайнер, не знающий, какую схему построения страницы принять за основу, использует один из немногочисленных шаблонов: двух- или трехколоночная верстка, обязательное наличие «шапки» и чаще всего использование «подвала». Если верстка двухколоночная, то слева располагается узкая колонка меню, а все остальное пространство занимает содержимое страницы (заголовок, текст, иллюстрации). Если трехколоночная — то в третьей, такой же узкой, как первая, колонке находятся дополнительные пункты меню, формы голосования и баннеры. В шапке чаще всего располагается логотип и околосмысловая графика, иногда форма поиска и дублирующее меню. В подвале — контактная информация, чаще, чем реже, — поисковая форма, авторские права и дополнительная информация. Иногда (особенно в блогах) вообще применяется одноколоночная верстка с таким расположением материала (сверху вниз): шапка-логотип, меню, контент (содержимое), подвал. Что мы получаем в итоге? Всего-навсего очередной безликий сайт, ничего больше. Иногда сайт раскрашивается в приятные для глаз цвета, и это немного выделяет его из общей массы. Иногда при такой шаблонной верстке используется хорошая графика, и это скрывает убогость верстки, но часто даже пункты меню оформлены стандартными иконками, взятыми напрокат с других сайтов. Такие ситуации бывают, когда очень некогда, когда заказчик попросил именно так или когда лень подумать, но в последнем случае результат выдается за модные тренды и современные стандарты. Хотя со стандартами это ничего общего не имеет: просто лень думать. При взгляде на такие логотипы, несомненно, выглядящие привлекательно, вспоминается фраза: «Все побежали, и я побежал» (фильм «Джентльмены удачи»). Необязательно копировать то, что использует половина Рунета. Нужно хорошо понимать, когда необходимы шаблонные элементы, а когда допустимы нестандартные решения. В первую очередь это зависит от аудитории сайта: если сайт нужен только для предоставления информации (новости, погодные и биржевые сводки, рейтинги, официальные документы), то вряд ли стоит экспериментировать с названиями пунктов меню и помещать на страницы много графики. Очень вероятно, что сайт будет читаться в первую очередь через RSS, где есть только текст и ссылки, не каждая из которых удостоится чести быть нажатой. Напротив, молодежь часто ждет даже от информационных ресурсов развлечений, поэтому не стоит обманывать их в ожиданиях: молодежные и развлекательные сайты — хорошая площадка для экспериментов веб-мастера. |
|
Библиотека программиста. 2009. |
|