Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей





Урок 19. О странице 404

Страница 404 на реконструкции

Некоторые разработчики делают ужасную вещь: пишут, что сайт в разработке. Или что страница в разработке, что уже не так страшно, но все равно неправильно. Или просто удаляют страницу, не заботясь о последствиях.

Надписи о ремонтных работах на сайте особенно часто встречаются на непрофессиональных страницах, однако мне встречались и сайты достаточно крупных студий с подобными объявлениями.
Радует одно: что на профессиональных сайтах такие уведомления выполнены в виде коллажей и забавных рисунков, правда, не всегда.

 

На домашних страничках начинающих веб-мастеров происходит такая вещь: задумывается огромное количество разделов (5 или даже 6), но творческого запала хватает только на три. И через день еще на один. Чтобы ссылки не были битыми (веб-мастер где-то читал об этом), надо повесить вместо полноценной страницы уведомление: «Страница в разработке». Через год, если на сайт еще заходят, а автоматическая служба проверки еще не удалила сайт, уведомления все еще висят. Минуса тут два. Первый: ссылка интересная, а страница до сих пор отсутствует. Разочарование и впустую потраченный трафик. Второй: сразу видна халатность владельца сайта. Как такому доверить создание сайта, если он свой не может до ума довести?

 

Рецептов тут несколько, но все простые: не делить шкуру не убитого медведя; не говорить «гоп», пока не перепрыгнул; а при проектировании сайта — семь раз отмерить и один раз отрезать. Если раздел пока нечем заполнить, то незачем заявлять его на сайте, да еще в виде ссылки. (Некоторые, еще более начинающие веб-дизайнеры ссылку поставят, а страницу сделать вообще забудут.) Пожалейте любопытство посетителя. А если есть, чем заполнить, но пока не готово, но уже заинтриговать хочется, то повесьте на сайте точную или хотя бы ориентировочную дату опубликования материала. И потом придерживайтесь сроков, установленных самими себе.

 

Для наглядности представим, что мы купили музыкальный центр, среди функций которого заявлены (на коробке и в инструкции) FM-радио и поддержка формата WMA. Ни того ни другого на деле не оказывается, хотя на корпусе есть кнопки и верньеры для управления радио. Можно завернуть центр и отнести обратно, а если не поможет — обратиться в общество защиты прав потребителей. В случае неработающей ссылки или вечно разрабатываемой страницы ущерб возместить некому.

 

Но даже в случае разрабатываемой страницы все не так плохо, как в случае с сайтом, который находится на реконструкции. Бывает, что дизайн или структура перестают удовлетворять требованиям владельцев сайта, они ищут новых дизайнеров, которые первым делом вместо прежнего сайта вешают на главную страницу извещение: «Сайт находится на реконструкции». Никому не приходит в голову, что в это время и вплоть до запуска следующей версии сайта посетители не смогут получить нужной им информации! А ссылки на различные страницы сайта стоят на других сайтах, страницы проиндексированы поисковыми системами, все эти ссылки теряют актуальность, все в смятении и панике.

 

А ведь чего проще: оставить все как есть, только оставить в блоке новостей или где-то в другом подходящем месте сообщение о том, что дизайн сайта скоро будет новым, а некоторые ссылки перестанут работать из-за изменений в структуре. Если сайт посещаемый и нужный, посетители будут ждать с нетерпением. Саму же смену дизайна после разработки на локальном сервере следует проводить в малопосещаемое время, например, в районе 4 часов утра можно загрузить все новые файлы на сайт; в это время сайты посещают только фанаты интернета.
Утром посетителей полюбившегося сайта будет ждать небольшой сюрприз.

 

По большому счету, никаких предварительных уведомлений о смене дизайна можно и не делать. Всегда нужно помнить простую вещь: в основном люди обращаются к сайту за информацией, а за образцами дизайна обращается очень небольшая доля посетителей (в основном дизайнеров). Какими бы неудобными ни были адреса страниц и шрифты на сайте, возникает ли горизонтальная полоса прокрутки на небольших мониторах, пусть на сайте есть все недостатки, с которыми так борются дизайнеры, — если на сайте есть информация, которой нет больше нигде, его будут посещать снова и снова.

Например, сайт lib.ru не блещет изобретательным дизайном, некоторые фрагменты текста Максим Мошков почему-то оставил на английском языке.
На сайте наплевательское отношение к типографике.
Текст прилипает к границам.
Встречаются лишние символы:

«На 1 Oct 2003 библиотека содержит 4000Mb/21200 шт. текстовых и 400Mb/37000 шт. прочих файлов. Статистикой зафиксировано с 1 по 30 сентября: . Uniq.hosts - 42,000 . Всего выдано документов - 25,800,000 . Total traffic - 1,200 Gb».

На сайте есть баннеры. И все же сайт посещают миллионы человек, потому что на данный момент там более 5 гигабайтов чистого текста — классика, модерн, поэзия, технические тексты и произведения, официально запрещенные к републикованию. Потому, что тексты, хранящиеся в открытом доступе на этом сайте, зачастую невозможно найти больше нигде. И разработчик сайта не может позволить себе на время закрыть сайт: это было бы просто нечестно по отношению к посетителям сайта. Сайт, который находится в постоянном развитии, закрывать на реконструкцию было бы кощунством.

Одна из самых неудобных вещей на сайте — отсутствующая страница 404. В этих словах кроется некоторый смысловой парадокс, потому что страница 404 — это условное наименование динамически генерируемого отклика сервера на запрос, который содержит адрес страницы, отсутствующей на сервере. (Таким образом, эти слова обозначают: нет страницы, которой нет.)

Страница 404 может понадобиться в разных случаях:

1. Вы уделили какую-то страницу сайта за ненадобностью, но на нее ссылаются другие сайты, и она проиндексирована поисковыми системами. Или произошло изменение структуры сайта.
2. Посетитель набрал ссылку неверно. Или ему дали неверную ссылку на страницу на вашем сайте.
3. Вы поставили ссылку, намереваясь сделать страницу, но не успели или забыли сделать ее.

 

Условия могут быть и другими. Результат — один и тот же. Посетитель сталкивается с ситуацией, когда его запрос не выполняется. Поскольку неясно, чья это ошибка, остается только корректно сообщить ему об этом и принять меры, чтобы ошибка была исправлена. Встает два вопроса: как должна выглядеть страница 404 и как технически реализовать то, чтобы она приносила пользу.

 

Главные требования к странице 404 — она должна, во-первых, внятно сообщать посетителю о том, что произошла ошибка, и посоветовать пути выхода из ситуации, а во-вторых, отличаться по дизайну от остальных страниц сайта. Очень часто бывает так, что на страницу просто выводится надпись: «Ошибка: страница не найдена» или «Ошибка 404: запрашиваемый документ отсутствует на сервере». Это не очень правильно и не очень вежливо по отношению к посетителю. Он запросил документ и вправе его получить. Тут может быть несколько решений. Если вы знаете, что недавно проводились работы по изменению структуры сайта, то посетителю можно предоставить либо обратную совместимость со старыми версиями сайта, либо объяснить особенности новой структуры, предоставив ссылки на часто запрашиваемые разделы. В других случаях можно предложить несколько вариантов решения: например, проверить правильность набранного адреса, предложить найти документ самому. Для этого нужно разместить в поле основной видимости форму для поиска и ссылки на основные и наиболее популярные разделы.

 

Еще одна распространенная ошибка — нагруженность этой страницы баннерами, посторонними ссылками, графическими элементами. Это съедает трафик посетителя, но не дает ему никакой полезной информации. Зачастую сообщение об ошибке дается в стиле обычного текста, так что его не сразу и заметишь, особенно среди посторонних элементов. Допустимо оставить на странице 404 только сообщение об ошибке, основной навигационный блок, логотип — ссылку на главную страницу и форму поиска по сайту. Остальные элементы на странице явно лишние.



     
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru