Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей







STL: алгоритмы

Предпочитайте алгоритмы циклам.
— Бьярн Страуструп (Bjarne Stroustrup),

Алгоритмы представляют собой циклы — только они лучше циклов. Алгоритмы — это "шаблоны" циклов, с добавлением дополнительной семантики по сравнению с простыми for и do. Конечно, начав использовать алгоритмы, вы начнете использовать и функциональные объекты и предикаты; корректно пишите их и широко используйте в своих программах.

В этом разделе мы считаем наиболее значимой рекомендацию 83 — "Используйте отладочную реализацию STL".

83. Используйте отладочную реализацию STL

Резюме

Безопасность превыше всего (см. рекомендацию 6). Используйте отладочную реализацию STL4, даже если она имеется только для одного из ваших компиляторов, и даже если она используется только для отладочного тестирования.

Обсуждение

Так же, как легко ошибиться при работе с указателями, легко допустить и ошибку при работе с итераторами, причем такую, что программа при этом успешно компилируется, а при работе немедленно аварийно завершается (в лучшем случае) или работает неверно (в худшем). Даже если ваш компилятор не обнаружил ни одной ошибки, вы не должны полагаться на "визуальный контроль": имеются специальные инструменты — воспользуйтесь ими.

Ряд ошибок при работе с STL часто допускают даже опытные программисты.

  • Использование недействительных или неинициализированных итераторов. В особенности легко допустить первое.

  • Передача индекса, выходящего за границы контейнера. Например, обращение к 113-му элементу 100-элементного контейнера.

  • Использование "диапазона" итераторов, который на самом деле не является диапазоном. Например, передача двух итераторов, первый из которых не предшествует второму, или когда они указывают на разные контейнеры.

  • Передача неверной позиции итератора. Вызов функции-члена контейнера, которая получает позицию итератора (как, например, позиция, передаваемая функции insert), но с передачей итератора, который указывает в другой контейнер.

  • Использование неверного упорядочения. Предоставление неверного правила для упорядочения ассоциативного контейнера или в качестве критерия сравнения в алгоритме сортировки. Если не использовать отладочной версии STL, такие ошибки обычно проявляются в процессе выполнения программы как неверное поведение или бесконечные циклы, но не как аварийный останов.

Большинство отладочных реализаций STL автоматически обнаруживают такие ошибки, при помощи дополнительной отладочной и системной информации, хранящейся в контейнерах и итераторах. Например, итератор может запомнить контейнер, к которому он обращается, а контейнер — запомнить все итераторы, ссылающиеся на него, так что можно отследить использование ставшего недействительным итератора. Конечно, это увеличивает размер итераторов и контейнеров, а также требует выполнения дополнительных действий при каждом изменении контейнера. Но возможность отслеживания ошибок стоит того — по крайней мере, в процессе отладки, а возможно, и в окончательной версии программы (вспомните рекомендацию 8; не отключайте полезные проверки для повышения производительности до тех пор, пока не убедитесь в необходимости такого шага непосредственными измерениями).

Даже если вы не намерены оставлять проверки в окончательной версии, и даже если у вас имеется проверочная реализация STL только для одной из используемых вами платформ, обязательно протестируйте вашу программу полным комплектом тестов с использованием отладочной реализации STL. Вы не пожалеете об этом.

Примеры

Пример 1. Использование недействительного итератора. Очень просто забыть, что итераторы стали недействительны, и воспользоваться таким недействительным итератором (см. рекомендацию 99). Рассмотрим подобный пример, где происходит вставка элементов в начало deque:

deque<double>::iterator current = d.begin();
for( size_t i = 0; i < max; ++i )
    d.insert( current++, data[i] + 41 );  // Видите ли вы ошибку?

Быстро ответьте — увидели ли вы ошибку в приведенном фрагменте или нет? У вас только три секунды!

Время вышло! Если вы не заметили ошибку за отпущенное время, не волнуйтесь — это достаточно тонкая и понятная ошибка. Отладочная версия STL обнаружит данную ошибку на второй итерации цикла, так что вам не придется полагаться на свой невооруженный взгляд. (Исправленная версия данного кода и альтернативные варианты вы найдете в рекомендации 84.)

Пример 2. Использование диапазона итераторов, на самом деле не являющегося диапазоном. Диапазон итераторов представляет собой пару итераторов first и last, которые указывают на первый элемент диапазона, и элемент, следующий за последним элементом диапазона. Диапазон требует, чтобы итератор last был достижим из first путем некоторого количества повторных увеличений при помощи оператора инкремента итератора first. Известны два распространенных вида ошибки, когда происходит попытка использовать диапазон, который на самом деле диапазоном не является. Первая ошибка возникает, когда два итератора ограничивают диапазон в пределах одного контейнера, но итератор first на самом деле не предшествует итератору second:

for_each(c.end(), с.begin(), Something);  // Не всегда очевидно

На каждой итерации своего внутреннего цикла алгоритм for_each будет проверять итератор first на равенство итератору second, и до тех пор, пока они не равны, он будет увеличивать итератор first. Конечно, сколько бы раз не был увеличен итератор first, ему никогда не стать равным итератору second, так что цикл по сути оказывается бесконечным. На практике в лучшем случае цикл завершится выходом за пределы контейнера с и немедленным аварийным завершением программы из-за нарушения защиты памяти. В худшем случае, выйдя за пределы контейнера, итератор будет считывать или даже менять данные, не являющиеся частью контейнера. Этот результат в принципе не слишком отличается от знакомых нам последствий переполнения буфера...

Вторая распространенная ошибка возникает, когда итераторы указывают в разные контейнеры:

for_each(c.begin(), d.end(), Something);  // Не всегда очевидно

Результат такой ошибки аналогичен результату предыдущей. Однако поскольку итераторы отладочной версии STL помнят контейнер, с которым работают, такую ошибку можно выявить во время выполнения программы.

84. Предпочитайте вызовы алгоритмов самостоятельно разрабатываемым циклам

Резюме

Разумно используйте функциональные объекты. В очень простых случаях написанные самостоятельно циклы могут оказаться более простым и эффективным решением. Тем не менее, вызов алгоритма вместо самостоятельно разработанного цикла может оказаться более выразительным, легче сопровождаемым, менее подверженным ошибкам и не менее эффективным.

При вызове алгоритма подумайте о написании собственного функционального объекта, который инкапсулирует всю необходимую логику. Избегайте объединения связывателей параметров и простых функциональных объектов (например, bind2nd, plus), что обычно снижает ясность кода. Подумайте об использовании лямбда-библиотеки, которая автоматизирует задачу написания функциональных объектов.

Обсуждение

Программы, которые используют STL, имеют тенденцию к меньшему количеству явных циклов, чем у программ без применения STL благодаря замене низкоуровневых циклов высокоуровневыми абстрактными операциями с существенно большей семантикой. При программировании с использованием STL, следует думать не в категориях "как обработать каждый элемент", а "как обработать диапазон элементов".

Главное преимущество алгоритмов и шаблонов проектирования в общем случае заключается в том, что они позволяют нам говорить на более высоком уровне абстракции. В современном программировании мы не говорим "пусть несколько объектов следят за одним объектом и получают автоматические уведомления при изменении его состояния". Вместо этого мы говорим просто о "шаблоне проектирования Observer". Аналогично, мы говорим "Bridge", "Factory" и "Visitor". Использование словаря шаблонов проектирования позволяет повысить уровень, эффективность и корректность нашего обсуждения. Точно так же при использовании алгоритмов мы не говорим "выполняем действие над каждым элементом диапазона и записываем результат в некоторое место"; вместо этого мы говорим просто— transform. Аналогично, мы можем сказать for_each, replace_if и partition. Алгоритмы, подобно шаблонам проектирования, самодокументируемы. "Голые" циклы for и while ничего не говорят о том, для чего они предназначены, и читателю приходится изучать тела циклов, чтобы расшифровать их семантику.

Алгоритмы обычно более корректны, чем циклы. В разрабатываемых самостоятельно циклах легко допустить ошибку, например, такую как использование недействительных итераторов (см. рекомендации 83 и 99); алгоритмы в библиотеке отлажены на предмет использования недействительных итераторов и других распространенных ошибок.

И наконец, алгоритмы зачастую также более эффективны, чем простые циклы. В них устранены небольшие неэффективности, такие как повторные вычисления container.end(). Не менее важно, что стандартные алгоритмы, используемые вами, были реализованы теми же программистами, кто реализовывал и используемые вами стандартные контейнеры, и понятно, что их знание конкретных реализаций позволяет им написать алгоритмы более эффективно, чем это сможете сделать вы. Важнее всего, однако, то, что многие алгоритмы имеют высокоинтеллектуальные реализации, которые мы никогда не сможем реализовать в собственноручно разработанном коде (не считая случаев, когда нам не нужна та степень обобщенности, которую предоставляют алгоритмы). Вообще говоря, более используемая библиотека всегда оказывается лучше отлаженной и более эффективной просто потому, что у нее больше пользователей. Вряд ли вы найдете и сможете использовать в своей программе библиотеку, настолько же широко применяемую, как и реализация вашей стандартной библиотеки. Воспользуйтесь ею. Алгоритмы STL уже написаны — так почему бы не воспользоваться ими?

Подумайте об использовании лямбда-функций. Лямбда-функции представляют собой важный инструмент, который позволяет справиться с основным недостатком алгоритмов, а именно с удобочитаемостью. Без их применения вы должны использовать либо функциональные объекты (но тогда тела даже простых циклов находятся в отдельном месте, далеко от точки вызова), либо стандартные связыватели и функциональные объекты наподобие bind2nd и plus (достаточно запутанные, сложные и утомительные в использовании).

Примеры

Вот два примера.

Пример 1. Преобразование deque. После того как было выполнено несколько некорректных итераций из-за недействительных итераторов (например, см. рекомендацию 83), мы пришли к окончательной версии цикла для прибавления 41 к каждому элементу массива данных типа double и помещения результата в дек deque<doubl e>:

deque<double>::iterator current = d.begin();
for( size_t i = 0; i < max; ++i ) {
    // Сохраняем current действительным
    current = d.insert( current, data[i] + 41 );
    ++current;  // Увеличиваем его, когда это
}               // становится безопасным

Вызов алгоритма позволяет легко обойти все ловушки в этом коде:

transform(
    data.begin(), data.end(),     // Копируем элементы data
    inserter(d, d.begin()),       // в d с начала контейнера,
    bind2nd(plus<double>(),41));  // добавляя к каждому 41

Впрочем, bind2nd и plus достаточно неудобны. Откровенно говоря, в действительности их мало кто использует, и связано это в первую очередь с плохой удобочитаемостью такого кода (см. рекомендацию 6).

При использовании лямбда-функций, генерирующих для нас функциональные объекты, мы можем написать совсем простой код:

transform(data, data+max, inserter(d,d.begin()), _1 + 41);

Пример 2. Найти первый элемент между x и y. Рассмотрим простой цикл, который выполняет поиск в vector<int> v первого элемента, значение которого находится между x и y. Он вычисляет итератор, который указывает либо на найденный элемент, либо на v.end():

vector<int>::iterator i = v.begin();
for( ; i != v.end(); ++i)
    if( *i > x && *i < у ) break;

Вызов алгоритма достаточно проблематичен. При отсутствии лямбда-функций у нас есть два варианта — написание собственного функционального объекта или использование стандартных связывателей. Увы, в последнем случае мы не можем обойтись только стандартными связывателями и должны использовать нестандартный (хотя и достаточно распространенный) адаптер compose2, но даже в этом случае код получается совершенно непонятным, так что такой код на практике никто просто не напишет:

vector<int>::iterator i =
    find_if(v.begin(), v.end(),
            compose2(logical_and<bool>(),
                     bind2nd(greater<int>(), x)
                     bind2nd(less<int>(), y)));

Другой вариант, а именно — написание собственного функционального объекта — достаточно жизнеспособен. Он достаточно хорошо выглядит в точке вызова, а главный его недостаток— необходимость написания функционального объекта BetweenValues, который визуально удаляет логику из точки вызова:

template<typename T>
class BetweenValues : public unary_function<T, bool> {
public:
    BetweenValues( const T& low, const T& high )
        : low_(low), high_(high) { }
    bool operator()( const T& val ) const
        { return val > low_ && val < high_; }
private:
    T low_, high_;
};

vector<int>::iterator i =
    find_if( v.begin(), v.end(), BetweenValues<int>(x, y));

При применении лямбда-функций можно написать просто:

vector<int>::iterator i =

find_if( v.begin(), v.end(), _1 > x && _1 < у );

Исключения

При использовании функциональных объектов тело цикла оказывается размещено в некотором месте, удаленном от точки вызова, что затрудняет чтение исходного текста. (Использование простых объектов со стандартными и нестандартными связывателями представляется нереалистичным.)

Лямбда-функции решают проблему и надежно работают на современных компиляторах, но они не годятся для более старых компиляторов и могут выдавать большие запутанные сообщения об ошибках при некорректном использовании. Вызов же именованных функций, включая функции-члены, все равно требует синтаксиса с использованием связывателей.



 
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru