Главная страница
Библиотека (скачать книги)
Скачать софт
Введение в программирование
Стандарты для C++
Уроки по C#
Уроки по Python
HTML
Веб-дизайн
Ассемблер в среде Windows
ActiveX
Javascript
Общее о Линукс
Линукс - подробно
Линукс - новое
Delphi
Паскаль для начинающих
Турбопаскаль
Новости
Партнеры
Наши предложения
Архив новостей







38. Практикуйте безопасное перекрытие

Резюме

Ответственно подходите в перекрытию функций. Когда вы перекрываете виртуальную функцию, сохраняйте заменимость; в частности, обратите внимание на пред- и постусловия в базовом классе. Не изменяйте аргументы по умолчанию виртуальных функций. Предпочтительно явно указывать перекрываемые функции как виртуальные. Не забывайте о сокрытии перегруженных функций в базовом классе.

Обсуждение

Хотя обычно производные классы добавляют новые состояния (т.е. члены-данные), они моделируют подмножества (а не надмножества) своих базовых классов. При корректном наследовании производный класс моделирует частный случай более общей базовой концепции (см. рекомендацию 37).

Это имеет прямые следствия для корректного перекрытия функций. Соблюдение отношения включения влечет за собой заменимость — операции, которые применимы ко всему множеству, применимы и к любому его подмножеству. Если базовый класс гарантирует выполнение определенных пред- и постусловий некоторой операции, то и любой производный класс должен обеспечить их выполнение. Перекрытие может предъявлять меньше требований и предоставлять большую функциональность, но никогда не должно предъявлять большие требования или меньше обещать — поскольку это приведет к нарушению контракта с вызывающим кодом.

Определение в производном классе перекрытия, которое может быть неуспешным (например, генерировать исключения; см. рекомендацию 70), будет корректно только в том случае, когда в базовом классе не объявлено, что данная операция всегда успешна. Например, скажем, класс Emplоуее содержит виртуальную функцию-член GetBuilding, предназначение которой — вернуть код здания, в котором работает объект Emplоуее. Но что если мы захотим написать производный класс RemoteContractor, который перекрывает функцию GetBuilding, в результате чего она может генерировать исключения или возвращать нулевой код здания? Такое поведение корректно только в том случае, если в документации класса Employee указано, что функция GetBuilding может завершаться неуспешно, и в классе RemoteContractor сообщение о неудаче выполняется документированным в классе Emplоуее способом.

Никогда не изменяйте аргумент по умолчанию при перекрытии. Он не является частью сигнатуры функции, и клиентский код будет невольно передавать различные аргументы в функцию, в зависимости от того, какой узел иерархии обращается к ней. Рассмотрим следующий пример:

class Base {
    // ...
    virtual void Foo( int x = 0 );
};

class Derived : public Base {
    // ...
    virtual void Foo( int x = 1 );  // Лучше так не делать...
};

Derived *pD = new Derived;
pD->Foo();                          // Вызов pD->Foo(l)

Base *pB = pD;
pB->Foo();                          // Вызов pB->Foo(0)

У некоторых может вызвать удивление, что одна и та же функция-член одного и того же объекта получает разные аргументы в зависимости от статического типа, посредством которого к ней выполняется обращение.

Желательно добавлять ключевое слово virtual при перекрытии функций, несмотря на его избыточность — это сделает код более удобным для чтения и понимания.

Не забывайте о том, что перекрытие может скрывать перегруженные функции из базового класса, например:

class Base {                      // ...
    virtual void Foo( int );
    virtual void Foo( int, int );
    void Foo( int, int, int );
};

class Derived : public Base {     // ...
    virtual void Foo( int );      // Перекрывает Base::Foo(int),
                                  // скрывая остальные функции
};

Derived d;
d.Foo( 1 );                       // Все в порядке
d.Foo( 1, 2 );                    // Ошибка
d.Foo( 1, 2, 3 );                 // Ошибка

Если перегруженные функции из базового класса должны быть видимы, воспользуйтесь объявлением using для того, чтобы повторно объявить их в производном классе:

class Derived : public Base {  // ...
    virtual void Foo( int );   // Перекрытие Base::Foo(int)
    using Base::Foo;           // Вносит все прочие перегрузки
                               // Base::Foo в область видимости
};

Примеры

Пример: Ostrich (Страус). Если класс Bird (Птица) определяет виртуальную функцию Fly и вы порождаете новый класс Ostrich (известный как птица, которая не летает) из класса Bird, то как вы реализуете Ostrich::Flу? Ответ стандартный — "по обстоятельствам". Если Bird::Flу гарантирует успешность (т.е. обеспечивает гарантию бессбойности; см. рекомендацию 71), поскольку способность летать есть неотъемлемой частью модели Bird, то класс Ostrich оказывается неадекватной реализацией такой модели.

39. Виртуальные функции стоит делать неоткрытыми, а открытые — невиртуальными

Резюме

В базовых классах с высокой стоимостью изменений (в частности, в библиотеках) лучше делать открытые функции невиртуальными. Виртуальные функции лучше делать закрытыми, или защищенными — если производный класс должен иметь возможность вызывать их базовые версии (этот совет не относится к деструкторам; см. рекомендацию 50).

Обсуждение

Большинство из нас на собственном горьком опыте выучило правило, что члены класса должны быть закрытыми, если только мы не хотим специально обеспечить доступ к ним со стороны внешнего кода. Это просто правило хорошего тона обычной инкапсуляции. В основном это правило применимо к членам-данным (см. рекомендацию 41), но его можно с тем же успехом использовать для любых членов класса, включая виртуальные функции.

В частности, в объектно-ориентированных иерархиях, внесение изменений в которые обходится достаточно дорого, предпочтительна полная абстракция: лучше делать открытые функции невиртуальными, а виртуальные функции— закрытыми (или защищенными, если производные классы должны иметь возможность вызывать базовые версии). Это — шаблон проектирования Nonvirtual Interface (NVI). (Этот шаблон похож на другие, в особенности на Template Method, но имеет другую мотивацию и предназначение.)

Открытая виртуальная функция по своей природе решает две различные параллельные задачи.

  • Она определяет интерфейс. Будучи открытой, такая функция является непосредственной частью интерфейса класса, предоставленного внешнему миру.

  • Она определяет детали реализации. Будучи виртуальной, функция предоставляет производному классу возможность заменить базовую реализацию этой функции (если таковая имеется), в чем и состоит цель настройки.

В связи с существенным различием целей этих двух задач, они могут конфликтовать друг с другом (и зачастую так и происходит), так что одна функция не в состоянии в полной мере решить одновременно две задачи. То, что перед открытой виртуальной функцией ставятся две существенно различные задачи, является признаком недостаточно хорошего разделения зон ответственности и по сути нарушения рекомендаций 5 и 11, так что нам следует рассмотреть иной подход к проектированию.

Путем разделения открытых функций от виртуальных мы достигаем следующих значительных преимуществ.

  • Каждый интерфейс может приобрести свой естественный вид. Когда мы разделяем открытый интерфейс от интерфейса настройки, каждый из них может легко приобрести тот вид, который для него наиболее естественен, не пытаясь найти компромисс, который заставит их выглядеть идентично. Зачастую эти два интерфейса требуют различного количества функций и/или различных параметров; например, внешняя вызывающая функция может выполнить вызов одной открытой функции Process, которая выполняет логическую единицу работы, в то время как разработчик данного класса может предпочесть перекрыть только некоторые части этой работы, что естественным образом моделируется путем независимо перекрываемых виртуальных функций (например, DoProcessPhasel, DoProcessPhase2), так что производному классу нет необходимости перекрывать их все (точнее говоря, данный пример можно рассматривать как применение шаблона проектирования Template Method).

  • Управление базовым классом. Теперь базовый класс находится под полным контролем своего интерфейса и стратегии и может обеспечить пост- и предусловия интерфейса (см. рекомендации 14 и 68), причем выполнить всю эту работу в одном удобном повторно используемом месте — невиртуальной функции интерфейса. Такое "предварительное разложение" обеспечивает лучший дизайн класса.

  • Базовый класс более устойчив к изменениям. Мы можем позже изменить наше мнение и добавить некоторую проверку пост- или предусловий, или разделить выполнение работы на большее количество шагов или переделать ее, реализовать более полное разделение интерфейса и реализации с использованием идиомы Pimpl (см. рекомендацию 43), или внести иные изменения в базовый класс, и все это никак не повлияет на код, использующий данный класс или наследующий его. Заметим, что гораздо проще начать работу с использования NVI (даже если открытые функции представляют собой однострочные вызовы соответствующих виртуальных функций), а уже позже добавлять все проверки и инструментальные средства, поскольку эта работа никак не повлияет на код, использующий или наследующий данный класс. Ситуация окажется существенно сложнее, если начать с открытых виртуальных функций и позже изменять их, что неизбежно приведет к изменениям либо в коде, который использует данный класс, либо в наследующем его.

Исключения

NVI не применим к деструкторам в связи со специальным порядком их выполнения (см. рекомендацию 50).

NVI непосредственно не поддерживает ковариантные возвращаемые типы. Если вам требуется ковариантность, видимая вызывающему коду без использования dynamic_cast (см. также рекомендацию 93), проще сделать виртуальную функцию открытой.



 
 

Библиотека программиста. 2009.
Администратор: admin@programmer-lib.ru